since 2009
Назад в Статьи

Легенды столетия

7 Декабрь 2014

Возникновение Contemporary (контемпорари) было предопределено историей. Несмотря на всю красоту и грацию, рамки классического танца стали слишком строгими для выражения мироощущений, которыми были преисполнены души артистов, живущих в стремительно развивающемся обществе прошлого столетия. И то, что раньше невозможно было выразить, стало вдруг видимым благодаря новому, свободному, современному танцу. Contemporary dance («современный танец») заключает в себе чувственную, искреннюю, во многом экспериментальную хореографию, главное призвание которой — избавление артиста от догм классического танца и придание его технике лёгкости и большей свободы персонального выражения! Невозможно назвать конкретную дату и место, где впервые станцевали Contemporary dance. Некоторые источники утверждают, что как танцевальный стиль, он зародился в 50-е годы прошлого века в Америке, иные утверждают, что импульс подала Центральная Европа. Как бы там ни было, Contemporary сейчас – одно из самых популярных танцевальных направлений. Не говорить об Айседоре, Пине Бауш и других вольных в мыслях хореографах, говоря о Contemporary, невозможно, танцовщики, ставшие Легендами, художники, сотворившие историю современного танца!

Айседора Дункан (26 мая 1877 – 14 сентября 1927) — американская танцовщица, основоположник философии свободного танца, разработчик уникальной танцевальной системы и ритмопластики. Родилась и провела детство Айседора в Сан-Франциско, штат Калифорния. Ее новаторство в искусстве танца началось еще с того, что юная Айседора вышла на сцену босая. С этих шокирующих для того времени выступлений она начала вносить свои реформы в мире танца. Дункан в своей танцевальной деятельности пошла намного дальше простого технического совершенствования. Она мечтала о персонаже, чья душа заключена в одухотворенных движениях. Дункан отмечала, что танец должен стать естественным продолжением простых движений человеческого тела, настаивала на исключительной искренности танца, отражающего человеческое состояние, настроение, эмоции и помыслы. Свою философию Легенда заключила под обложкой книги «Танец будущего». «Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели». Всю свою жизнь, начиная с первых танцевальных импровизаций на берегу океана, будучи совсем маленькой девочкой, и заканчивая глупой случайной смертью, Айседора проповедовала свободу, движение и счастье вопреки логике!

Американский хореограф Лестер Хортон (23 января 1906 – 2 ноября 1953) родился в Индианаполисе. Несмотря на то, что в Европе Хортон не обрел широкой популярности, его считают одним из основателей американского современного танца. Он стал основателем первого в Америке театра модерна и возглавил одну из первых трупп современного танца. О ранних годах хореографа имеется очень мало сведений, но известно, что на увлечение маленького Лестера сильно повлиял увиденный им этнический танец племени индейцев на шоу, посвященном Дикому Западу. Используя элементы яванских, балийских и американских народных танцев, Лестер впоследствии разработал собственный подход к танцу модерн, известный как техника Лестера Хортона. Несмотря на то, что центром современного танца на то время считался Нью-Йорк, Хортон, организовав свою школу танца в Калифорнии. Находясь в сотрудничестве с танцовщицей Бэллой Ливицки, Хортон разработал основы своей техники, а со временем создал Театр Танца в Голливуде. Пристрастие Хортона к этническому танцу, истории культуры и человеческой чувственности нашло воплощение в его постановках, которые сам Хортон называл «хореодрамами». В них он практиковал технику, которую и по сей день преподают в школах современного танца по всему миру. Его техника не имеет стиля, это подчеркнутый анатомический подход к танцу, призванный воплощать неограниченную свободу драматического выражения чувств. К сожалению Лестер Хортон рано ушел из жизни по причине слабого эмоционального и физического здоровья.

Хореографию Мерса Каннингема (16 апреля 1919 – 26 июля 2009) часто справедливо противопоставляют раннему свободному танцу, так как этот американский танцор изобрел собственный новаторский стиль свободного танца, резко отличающийся от всего виденного ранее. Мерс полагал, что «современный танец слишком построен на отдельных личностях и слишком много заимствует у литературы». Ему наскучили черты танца, выражающие красоту гармонии души и тела. Каннингем стал использовать принцип случайности в сочинении композиций и постановок. По его словам, это позволяло уйти от стереотипных движений, бессознательно навязанных вдохновением, и прийти к «объективному» решению. Исповедуя такой подход, Каннингем добился необычайной фрагментарности своих постановок. Казалось, что части тела двигаются независимо друг от друга. Резкие, несочетаемые элементы разрывали ритм и текучесть, сталкивались в совершенно неожиданных комбинациях. Зрителя поражала непредсказуемость, непривычное решение в использовании пространства сцены, нарушение гармонии движений и музыки. Со временем Каннингем стал использовать компьютерные технологии для воспроизведения совершенно неожиданных элементов, для поиска новых комбинаций на грани возможностей координации тела танцора. Такие постановки требуют от танцора больших усилий, так как идут вразрез с привычным способом движения. Настолько смелые решения сделали Каннингема бесспорным новатором. Его работы подвергались жесткой критике за угловатость, чистую формальность и даже отсутствие элементарного гуманизма, но, тем не менее, объективность метода Каннингема вызывает уважение. Будучи на самом деле далекой от пустого формализма, методика Мерса Каннингема направлена на борьбу с культурными стереотипами, и ему эта борьба удавалась. Каннингем в своем мастерстве опередил эпоху.

Филиппина Бауш (27 июля 1940 – 30 июня 2009) немецкая танцовщица и хореограф, родилась в Золингене, училась танцу в Нью-Йорке и в 1973 году основала свой легендарный балет в Вуппертале. Первым учителем Пины был Курт Йосс, известный своим революционным взглядом на современный танец. Закалённая его школой, Пина впитала его настроение и на нем взрастила собственные идеи. Как истинный гений, выходя за рамки любого стиля и жанра, Пина Бауш себя преподнесла этому миру как совершенно уникальное, так и непознанное явление. Пина была очень замкнутой и отказывалась давать интервью. Ее постановки всегда были свежими, неординарными, провокационными, вызывали споры и интерес. Ее называли великой и еще при жизни причисляли к классикам – 40 лет лидерства в современном танцевальном театре давали на это право. Она была иконой танцевального авангарда, создательницей нового театрального языка, в котором переплелись принципы экспрессионистского танца и ее собственные страх и боль. Пина предложила не новую пластику в среде, где уже невозможно было выдумать большей свободы движения, а новый вид театрального искусства, совершив переворот. Пину Бауш интересует мотивация человеческих поступков, уникальность личности в контексте понятий любви и одиночества, тоски и страха. «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет», — говорит Пина. Ее спектакли шокируют, поражают и затрагивают самое сокровенное, и именно в этом суть ее величайшего театрального открытия. Движения, сотворенные Пиной на сцене, соответствуют движениям человеческих душ. С тех пор ее биография – это ее постановки. Пина Бауш скончалась летом 2009 г. в Вуппертале. Ее тело очень быстро сжег рак. Но ещё за два дня до своей смерти Пина выходила на сцену!

Выдающийся деятель современного искусства, американский танцор и хореограф Уильям Форсайт родился 30 декабря 1949 года. Он получил всемирную известность благодаря работе во Франкфуртском балете. Форсайт энергичен, изобретателен и выдает несколько работ в год, с ним мечтают сотрудничать многие танцевальные компании. Хореографическое мышление Форсайта оказывает значительное влияние на многие течения современного искусства, вплоть до архитектуры. Инсталляции и перформанс Форсайта известны во всем мире. Хореографический метод Уильяма Форсайта заключается в деструктивной переоценке структур классического балета и театральной инновации, являющейся результатом плодотворных танцевальных исследований. Форсайт – один из тех великих хореографов, которым удалось трансформировать на свой лад устои классического танца и разнуздать движения, ранее скованные и ограниченные. Уильяму сейчас всего 62, он продолжает удивлять мир современного искусства успешными масштабными проектами!

Путанные судьбы и воплощённые образы великих хореографов, ставших Легендами при жизни, не это ли и есть современное искусство? Не в этом ли бессмертное вдохновение для каждого, кто и сейчас продолжает экспериментировать с движением в любом из проявлений?

Айседора Дункан, Лестор Хортон, Мерс Каннингем, Уильям Форсайт, Пина Бауш, другие Мастера души и тела — каждый из них искал свое призвание, нашёл счастье в движении и этим был обречен на всемирный успех! И пока наши уста двигаются, произнося их имена, перечитывая их биографии, Легенды будут жить!

img img img img img
Счастье в Одноклассниках   Счастье в Facebook   Счастье в Tweeter   Счастье В Контакте   Счастье в Google+

Предыдущая запись

img

Танец как надежда на лучшее

Следущая запись

img

Сезон фейхоа!