since 2009
Назад в Статьи

Кения: заметки путешественника

28 Март 2012

Эта история, как и любая другая, имеет свое начало… И началась она случайно с просмотра предложений турфирм в офисе моего друга, которого мы все зовем «Директором» за его статность, манеру одеваться и вести дела. Благо, занят Виктор турбизнесом, и на очередной мой вопрос, что, мол, есть интересного, Витя вскользь бросил: «ЕСТЬ КЕНИЯ, НЕ ХОЧЕШЬ СЪЕЗДИТЬ?…». И я захотел…

Далее началась, собственно подготовка, перелопачивание интернета, удивленные глаза друзей: там же война, эпидемии, дикие звери!… Поэтому сочту своим долгом добавить немного скучной, но необходимой информации для желающих увидеть этот удивительный мир дикой Африки. Кения — туристическая страна, а это значит, что там относительно безопасно, хотя вооруженные военные как в городе, так и на блокпостах на дорогах есть — но не ненамного больше, чем в том же Египте. По поводу прививок: делается всего одна — против желтой лихорадки, и делать её надо, поскольку заболевание смертельное, но прививка дает полную гарантию защиты и действует 10 лет (надо заметить, что выглядит это очень просто — записываешься на определенный день в кабинет прививок в Октябрьской больнице, приходишь, платишь деньги, тебе делают укол под лопатку, и — вуаля! — с сертификатом на нескольких языках ты привит). Второй медицинский аспект — профилактика малярии. Дело хлопотное, но в какой-то мере даже приятное. Суть в принятии противомалярийных препаратов (в моем случае — лариам, есть и другие). Никакого дискомфорта это не представляет, пьешь себе по таблеточке раз в неделю, начиная с 7-10 дней до выезда, всего-то 5 или 6 таблеток, и всех делов-то. Да, о приятном: одним из средств профилактики против комариных укусов является джин. Да-да, тот самый Гордонс, Бифитер или любой другой, главное — не перестараться, а то потом утром без него никак…

И вот чемодан собран, паспорт в кармане, билет в руках, я в Борисполе… Да, самое главное — фотоаппарат, хороший фотоаппарат. Без него смысла ехать нет! Лучше что-то зеркальное, с хорошей оптикой, а то потом будете очень сожалеть…

Лететь можно по-разному, я летел через Амстердам в Найроби. Виза в Кении покупается прямо в аэропорту Найроби (это столица Кении), стоит 50$ — одноразовая туристическая. Бывают многоразовые, для тех, кто хочет посетить Танзанию, Занзибар и других соседей нужна такая. Перелет описывать особого смысла нет, разве что вспомнить наших соотечественников, умудрившихся пронести на борт KLM запеченную утку и пытавшихся угостить ею стюардессу…

Найроби встретил пасмурной погодой и мелким дождиком. Первое, на что обратил внимание — боец местной армии, мыршавенький такой, но с винтовкой и праворульные машины, почти сплошь японцы, старые и совсем не те, к которым привыкли дома… Была и парочка «Мерседесов» Б-класса, видно в ожидании каких-то VIP-ов. В общем, парк машин в Кении очень старый. Грузовики вообще 30-35-тилет-ней давности, просто удивляешься, как оно все вообще ездит?

Поскольку летел я в составе группы, то прямо в аэропорту мы расселись в два микроавтобуса и поехали в первый из национальных парков — озеро Накуру… Дороги… Эх, дороги, пыль да туман… Именно строки из этой песни пришли на ум, когда ехали из Найроби в Лэйк Накуру парк. В самой столице ещё есть асфальт и светофоры, а вот за её пределами… ! Местами это просто грунтовка, местами грейдер, местами гравий-ка, местами неплохой — по украинским меркам — асфальт. Дорога занимает несколько часов, за это время все знакомятся, общаются, осматриваются и акклиматизируются. Хотя о какой акклиматизации идет речь — погода, как у нас летом: жара около 30 по Цельсию, пыль… Машина — микроавтобус Ниссан, в крышу врезан люк размерами в две трети самой крыши и поднимающийся на высоту в полметра — таким образом турист может фотографироваться стоя в полный рост, рядом с водителем под крышей закреплена мощная рация, она потом нас ещё не раз выручит, между передними сиденьями — автомобильный холодильник литров на 20. Но люк сейчас закрыт, да и окна тоже — пыль, жара, холодильник ещё не заполнен, рация молчит… И вот мы съезжаем с дороги (!) на какую-то полевую грунтовку, короткая остановка у шлагбаума, водитель что-то платит, получает талончик — мы въехали на территорию национального парка Лэйк Накуру Парк и минут через 20 наш сафари-бас паркуется на стоянке лоджа. Лодж — это гостиница на территории национального парка. В этом и подобным ему нам предстоит жить ближайшую неделю. Представляет собой он бунгало два-три номера в национальном (ничего там кенийского нет — и хорошо) стиле, с кондиционером, удобствами и противомоскитными сетками над кроватью- совсем как полог над королевским ложем в фильмах о принцессах. В каждом номере есть терраса — с неё утром мы будем наблюдать волшебнейший солнечный восход, — но это завтра. Быстро расселяемся, душ, обед и- на сафари…

Сафари… Это слово звучит магически, сразу представляешь себе отважного охотника в пробковом шлеме, взявшего льва или леопарда — но на самом деле нас поджидает наш «Ниссан» с поднятым люком и улыбающимся Сэмюи — водителем и гидом одновременно. Говорит Сэмюи на английском, русским он не владеет, но общими усилиями, не без помощи виски, к концу первого дня мы уже хорошо его понимаем, как и он нас (а, может, просто делает вид?). Выезжаем за территорию лоджа, а территория ограждена забором из проволоки, по которой пропускают ток невысокого напряжения, дабы оградить туристов от животных, хотя от обезьян это не спасает никоим образом (от них есть специальный персонал, палками отгоняющий наглых братьев наших меньших, ворующих любые вещи и продукты). Выехав за ворота, Сэмюи объясняет нам, что ездить мы будем только по дорогам, съезд с них в парках запрещен, но увидим мы много животных, а если повезет — то ещё больше. Саванна представляет собой равнину, похожую на обычную равнину где-то под Черниговом или Днепропетровском, только деревья другие — зонтичные кроны, какие-то лианы, вокруг бегают обезьяны, прыгают антилопы самых разных видов, пасутся зебры… И вдруг- первая экзотика — пяток жирафов, чинно передвигаются вдоль какого-то кустарника, ощипывая листья с верхушек… Как они грациозны, как красивы! Машина останавливается, щелкают затворами фотоаппараты, раздается восторженный шепот — вот она, первая встреча с дикой Африкой! В голове почему-то крутиться песенка о жирафе Высоцкого — тем более, что антилопы пасутся недалеко, в нескольких метрах, и они самые разные. — Сэмюи, покажи нам антилопу гну, — прошу я, вспоминая автомобиль великого комбинатора. — Ок, отвечает наш гид, — как только будет, я сразу скажу… Машина трогается, животные остаются в стороне, каждый занятый своим делом, за исключением обезьян — они бегут за нами, что-то выкрикивая…

И вдруг впереди на фоне холмов видно озеро с каким-то розовым пятном вдоль берега. Подъезжая, мы видим, что пятно шевелится, шумит… Бог мой, да это же розовые фламинго! Да, это они! Машина останавливается, мы выходим, подходим ближе. Как они элегантны, эти птицы! Потом, оглядевшись, чуть в стороне от фламинго мы видим пеликанов, абсолютно мирно уживающихся рядом с соседями, но старающихся придерживаться одних им известных правил и границ. Потом мы ещё не раз заметим это умение держать дистанцию друг от друга среди животных, придерживаться одним им известных правил — и это при том, что нередко одни являются пищей для других. Но время идет, и Сэмюи приглашает нас в машину — пора ехать дальше. Рассевшись по местам, мы только теперь замечаем семейство носорогов, которое неспешно передвигается к водопою, пощипывая травку на ходу… А вот и буйволы баффало, которые тоже пришли посмотреть на туристов — такое впечатление не будет покидать нас всю поездку — что это не мы смотрим животных, а нас им показывают, дабы они не сильно грустили в национальных парках. К слову — охота там запрещена, хотя случаи браконьерства бывают… Но мы отвлеклись. Машина тем временем уже порядочно отъехала от берега озера, мы едем каким-то перелеском, выезжаем на открытое пространство, периодически встречая зебр, антилоп, жирафов и носорогов… День клонится к вечеру, хотя по местному времени всего лишь часов около пяти вечера… Оживает рация, оттуда звучит пару фраз на суахили (это я потом узнаю) и машина ускоряет ход. Через пару минут мы уже на открытой местности… Львы! Целый прайд львов! Так вот ты какой, Царь зверей! Вожак лежит в траве, он даже не поворачивает голову в нашу сторону, только молодые львята с интересом разглядывают свежепри-быывшие парочку машин. Не знаю почему, но сразу все как-то напряглись, появилось какое-то ощущение присутствия рядом какой-то силы, величия. Не зря льва называют Царем зверей! Вот он, всего в каких-то пару метрах от машины возлежит, не обращая внимания на щелкание затворов фотокамер, львицы приготовились к охоте, львята с интересом наблюдают за свежеприехавшими машинами, некоторые снуют между машин — а мы завороженно смотрим на них, перешептываясь, не веря своим глазам! Сколько грации в их движениях, какая спокойная уверенность в походке, какая величественность в позе вожака — все это надо видеть, ради этого стоит лететь! Это Африка (This is Africa, сокращенно — TIA), эта фраза переводится ещё и по-другому, с другим смыслом и интонациями, но данном случае — только с восхищением и восторгом!!!

Темнеет, темнеет резко, как будто кто-то выключил лампочку. В свете фар мы возвращаемся в гостиницу, расходимся по номерам, чтобы через час за ужином делиться впечатлениями дня… Утро началось с восхода солнца. Но это лучше один раз увидеть… После завтрака мы уехали в национальный парк Лэйк Найваша — озеро Найваша. Озеро по кенийским меркам — это водоем глубиной до одного метра, а вот площадью будет в несколько гектаров. Мы одеваем спасательные жилеты, садимся в пластиковые плоскодонки со специальными «болотными» моторами и …идем (так, кажется, говорят моряки) к местам обитания бегемотов. Мотор ровно урчит, лодка движется, мы, уже бывалые туристы, лениво посматриваем по сторонам. Что нам какие-то там антилопы, пеликаны, фламинго и зебры — мы видели львов и почти чесали у Царя за ухом. Почти… Сделав круг почета, мы видим кучкующихся в воде бегемотов. Их почти десяток — больших и маленьких, из воды видны только верхушки их голов и слышно громкое фырканье… Опять щелчки камер, тихие возгласы восхищения… Вдруг кто-то из них зевает, кто-то из нас шутит, вспоминая анекдот про медведя, бегемота и мед, а тем временем гид подкручивает газ, и лодка, набирая скорость, уходит к другой тусовке. Оказывается, зевок бегемота — это признак неудовольствия агрессии, поэтому благоразумнее удалится. Это дает нам возможность увидеть нестандартную ситуацию — вышедшего на берег гиппо. Обычно днем они проводят все время в воде, и по дну озера протоптаны довольно-таки широкие тропы и «парковки», где семейства «тусят». Бегают эти, с виду неуклюжие твари, по суше, довольно быстро -до 60-70 км/час, и поэтому, если их разозлить, становятся довольно опасными. Лодка ещё пару раз останавливается возле гиппопотамовых островков, потом мы смотрим на полет белоголового сипа («лицо» водки «Белый орел»), наблюдаем охоту пеликана и уже идем берегу, дабы ехать дальше — в следующий парк, но тут замечаем нашего земляка — серого журавля! Я его-то всего дважды видел дома, в Украине, а тут! Приятная неожиданность — вдали от дома увидеть земляка! Как он красив! Важен, даже вальяжен, ходит вдоль берега, вылавливает лягушек и посматривает одним глазом на наши лодки… Интересно, узнал земляков? Далее мы пересаживаемся в машину и едем в Масаи Мара — самый большой национальный парк в Кении. Опять дорога, саванна, жара и пыль…

По приезду в Масаи Мара следует стандартная процедура расселения, потом обед и запланированный выезд на сафари. Прелесть этого лоджа в том, что он расположен на берегу какой-то речки, прямо над ней — берег высотой метра 2-3, с террасы можно смотреть в реку и наблюдать за жизнью аллигаторов, которые с ленивой отрешенностью лежат в воде и опять-таки не реагируют на туристов…

Вечером мы договариваемся с Сэмюи о раннем выезде — около 6.30 утра, чтобы как можно больше посмотреть, так как в обеденную жару животные прячутся, кто где может. Когда утром мы рассаживаемся в машине, гид выдает: — Я теперь понял, что вы с Украины, а не с России… и в ответ на наши вопросы рассказал историю о группе москвичей, которые услышав, что начало сафари в 7.30, перенесли его на 9.00, к 12-ти явился, видимо, самый трезвый из них, выдал ему чаевые на три дня вперед и сказал их не беспокоить в течении этого времени. Тем временем оживает рация, лицо нашего вождя становится сосредоточенным и мы едем в саванну. Надо заметить, что вокруг раннее утро, на траве бриллиантовыми капельками лежит утренняя роса, воздух свеж, небо чистое. Всем потихоньку передалось чувство азарта (вот тут-то я начинаю понимать охотников) — гид нам сообщает, что мы едем смотреть гепарда. Минут через 15 мы на месте и… Какая пластика движений, сколько грации! Как завороженные наблюдаем за ним минут 10… 15… Другие машины начинают разъезжаться, но Сэмюи предлагает нам подождать — по его наблюдению, гепард заметил парочку антилоп с детенышем и сейчас мы можем увидеть охоту! Все притихли, ждем… Гепард оглядывается по сторонам с таким видом, словно он только что вышел на бульвар посмотреть, где ближайший газетный киоск… типа, вот я чё, я — ничё… потом вдруг преображается и делает с десяток шагов в сторону семейства антилоп… и снова с выражением «я тут прогуливаюсь» смотрит по сторонам, и вот опять парочка мягких шагов, опять «гуляю я здесь», снова …нет, это не подкрадывание, это настоящее передвижение настоящего охотника, собранного, уверенного в себе, нацеленного на успех… И тут ветерок меняет направление, он подул в сторону антилоп, они напряглись, гепард тоже — но! расстояние слишком велико, антилопы рванули с места… гепард только провел их взглядом и, напустив на себя свой скучающий вид, прилег на камне ждать более удобного случая. Дальше были слоны, семейство страусов, бородавочников и королевский журавль, жирафы, зебры, антилопы и обезьяны, цесарки и черепаха, хлебное дерево и гиена (очень,кстати, неприятное животное).

Ещё была поездка в масайскую деревню, знакомство с бытом масаев. Масаи живут племенами, селение представляет собой огороженную высушенным колючим кустарником территорию, на которой находится 20-30 глинобитных хижин размером 3 на 4 метра, с одним окошком-дымоходом, в которой ютятся родители, дети и телята… Рядом огороженный таким же способом загон для коров. После приветственных танцев, песнопений и прыжков в высоту нам было предложено посетить местный «супермаркет» с нехитрыми сувенирами — поделками из дерева, плетением из бисера, красными тонкотканными пледами красного цвета и продающимися ну очень из-под полы очень настоящим клыками льва… Ведь по обычаям масаев, юноша, чтобы именоваться мужчиной и иметь право жениться, должен уйти в саванну и убить льва. Кроме того, каждый масаи носит с собой дубинку, напоминающую бедренную кость человека — это память о тех временах, когда этот жезл делали из кости врага… Ещё масаи — самые высокие люди на земле.

Вечером был ужин, обмен впечатлениями за день и планирование следующего дня — переезд в Найроби, оттуда перелет в Момбасу и отдых на океане…

Но сначала о Найроби. Найроби — столица Кении, можно было бы сказать — типичный африканский мегаполис, если бы я видел другие. Город действительно большой, машины поновее, их побольше, улицы пошире и дома повыше и почище, особенно к центру. На улицах встречаются женщины в никабе (это длинная черная накидка с прорезями для глаз, которую носят женщины-мусульманки). Главное туристическое место в Найроби — ресторан Carnivore, точно такой же есть в Йоганнесбурга, это рай для любителей дичи. Чего тут только нет — мясо страуса, крокодила, черепахи, буйвола… И все это жарится на огромном мангале у входа, потом на огромных вертелах подается клиенту, чтобы он выбрал себе понравившийся кусок. И носят, носят, носят… остановиться тяжело, скажу я вам — все действительно вкусно, да аромат витает такой… Но все имеет свой черед — и вот мы уже фотографируемся на фоне ресторана, рассаживаемся в автобусе и через час с небольшим рассматриваем снежную шапку Килиманджаро в иллюминатор самолета, летящего в Момбасу, на берег самого теплого из океанов — Индийского.

Океан! Кто хоть раз его видел — тот понимает всю его мощь и красоту, тот хочет увидеть его ещё и ещё, ощутить снова и снова его дыхание, его безграничную первобытную силу, которую ощущаешь физически, пока прибрежная волна ласково омывает твои стопы… Ласковое солнце — но оно же и коварное, поэтому пляжный отдых должен быть с пониманием места, т.е. близости экватора и солнцезащитные кремы здесь отнюдь не лишние, скорее наоборот… Из развлечений главное -рыбалка и… еда. Да-да, она самая! Морепропродуктов здесь много, и мы решили пробовать их прямо на берегу: местные ребята соорудили нам стол из пальмового листа, тут же у рыбаков куплены крабы, лангусты, рыба, у крестьян — ананасы, манго, апельсины, лайм, бананы… Разведен костер, поставлен котелок с водой, набраной прямо в океане и туда нырнули крабы… Лангусты жарятся, нанизанные на сухие веточки… Теперь понятно, почему я равнодушен к дарам моря и экзотическим фруктам. Тут — разница как между вареной колбасой и натуральной домашней ветчиной. Рыбалка тоже была — с выходом в океан, удочками и вытащенной рыбинкой — как мы шутили, насаженной на крючок ещё вчера для туристов — но более ничего мы не взяли, зато наплавались в открытом океане, а некоторые в полной мере ощутили что такое морская болезнь… Хотя, если ставить целью отдыха рыбалку — то в Кении есть специализирующиеся на этом отели и турфирмы и без улова не обходится ни один выход в океан: дорадо, сибас и прочая океанская радость. Мой товарищ, фанат рыбалки, уже лет пять не мыслит себе отпуска, если не съездит порыбачить в Кению! А потом был перелет из Момбасы в Найроби, обещание Килиманджаро (данное, глядя на него в иллюминатор) вернуться и подняться на его снежную вершину, аэропорт в Найроби, посадка в самолет, долгий перелет, который, в общем-то, прошел как-то незаметно и снежный Амстердам с его предрождественской суетой… Ещё пара часов — и меня встречает совсем уж зимний Киев, новогодняя елка на Майдане и куча фотографий на флэшке, которые предстоит разобрать… и воспомининия о далекой теплой Африке, сафари, океане сидя за столом в окружении друзей за новогодним столом..

img img img img img img img
Счастье в Одноклассниках   Счастье в Facebook   Счастье в Tweeter   Счастье В Контакте   Счастье в Google+